Пятница, 24.01.2020, 17:12

                       Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
                                     Главная | Регистрация | Вход | RSS
                                                                                                                         
                                                Каталог статей
Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ » ФЦКМ

Картотека дидактических игр по ФЦКМ
«ИГРА С МЯЧОМ»

Дидактическая задача: развивать умение детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.

Игровое действие: разделение.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Ведущий называет предмет из прошлого и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто поймал мяч, называет предмет настоящего времени, например:

Веник – пылесос,

Счеты – калькулятор,

Пишущая машинка – ,

Солнечные часы – механические часы и т.д.


«НАЙДИ ПАРУ»

Дидактическая задача: побуждать детей к сравнению предметов по функциям. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Способствовать развитию внимания, логического мышления.

Игровое действие: соединение.

Материал: предметные карточки.

Ход игры

Ведущий предлагает игрокам взять на выбор любую предметную карточку. Перед тем, как выполнить задание, участники игры должны вспомнить историю создания предмета. Работая с карточкой, игрок объединяет в пару предметы, имеющие одну и ту же функцию. Например:

Счеты – калькулятор,

Свеча – электрическая ,

Веник – пылесос,

Костер – электроплита,

Бревно – лодка,

Пещера – жилой дом,

Угольный утюг – электрический утюг,

Самовар – электрический чайник,

Терка – овощерезка.

Выиграет тот игрок, кто первым выполнит задан

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!»

Дидактическая задача: побуждать детей к сравнению предметов по их противоположному способу использования.

Игровое действие: сравнение.

Материал: картинки, карандаши, лист бумаги.

Ход игры

Ведущий показывает игрокам конверт, в котором лежит письмо от Незнайки. Незнайка предлагает игрокам поиграть в интересную и занимательную игру «Будь внимателен!». На карточке, которая достается каждому игроку, нарисован предмет рукотворного мира. Каждый игрок определяет способ действия данного предмета и рядом в пустой квадрат рисует предмет, имеющий противоположный способ использования.

Например,

Холодильник – электроплита,

Пароход – воздушный шар,

Шуба – вентилятор,

Кровать – будильник,

Ножницы – иголка и клей.

«ЗНАЮ ВСЕ ПРОФЕССИИ»

Дидактическая задача: формировать у детей умение группировать предметы по назначению, закрепить названия профессий. Способствовать развитию внимания, быстрого и увлекательного чтения.

Игровое действие: группирование.

Материал: карточки с названиями профессий, предметные карточки с изображением орудий труда.

Ход игры

(первый вариант игры для детей, умеющих читать)

Ведущий предлагает игрокам карточки с названиями профессий. Игрок, прочитав название профессии на карточке, среди предметных картинок находит те орудия труда, которые необходимы для данной профессии.

(второй вариант игры для детей, не умеющих читать)

Ведущий загадывает загадку про человека той или иной профессии, а игроки, отгадав загадку, подбирают среди предметных картинок те орудия труда, которые необходимы для данной профессии.

Загадки

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (Учитель)

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На все смотреть и все запоминать

И все родное, русское любить. (Воспитатель)

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарные)

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит,

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор)

«УМНЫЕ МАШИНЫ»

Дидактическая задача: закреплять умение детей ориентироваться в видах транспорта с помощью описания его признаков. Развивать наблюдательность, внимание.

Игровое действие: отгадывание.

Материал: предметные карточки с изображением транспорта.

Ход игры

Дети встают в круг, ведущий находится в центре круга. Ведущий загадывает игрокам загадку об «умных машинах», кто первым отгадает загадку, отправляется на поиски отгадки (предметной карточки с изображением транспорта) по групповой комнате. Победителем в игре считается тот, у кого окажется больше всех предметных карточек.

Загадки

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (Самолет)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш Российский… (Вертолет)

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка.

По дороге той ползет,

Весь обоз один везет. (Тепловоз и вагоны)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб. (Снегоуборочная машина)

У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой. (Экскаватор)

Плывет белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет. (Комбайн)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

«УГАДАЙ, ЧТО ЗАГАДАЛА»

Дидактическая задача: побуждать детей определять материал по его свойствам. Закреплять умение задавать вопросы.

Игровое действие: ловля мяча, загадывание, отгадывание.

Игровое правило: задать вопрос, после того как поймал мяч.

Ход игры

Дети стоят полукругом. Напротив - воспитатель (позже ведущим может быть ребенок) с мячом. Ведущий загадывает материал и бросает мяч детям по очереди. Тот, кому брошен мяч, должен задать о материале вопрос, предполагающий ответ «да» или «нет». Выигрывает тот, кто первый определит загаданный материал.

«КТО ВПЕРЕД?»

Дидактическая задача: закреплять умение детей объединять предметы по назначению, классифицировать по материалу, из которого они сделаны.

Игровое действие: группирование.

Материал: мяч.

Ход игры

Все игроки стоят в одну линию. Ведущий бросает мяч игроку и дает задание:

Назвать столярные инструменты,
Металлическую посуду,
Фарфоровую посуду,
Письменные принадлежности,
Изделия из хлопка,
Кожаные изделия,
Пластмассовую бижутерию и т.д.
Если игрок дал правильный ответ, то он делает шаг вперед. Если ответ неверный, то игрок остается на своем месте. Игра заканчивается, ведущий называет имя победителя.

«ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ»

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать объекты по назначению. Развивать интерес к окружающим предметам.

Игровое действие: классифицирование.

Материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Шоферы», макеты.

Ход игры

Ведущий предлагает игрокам отправиться на экскурсию по городу. Во время экскурсии водитель останавливает «автобус» на остановках, а ведущий просит игроков объяснить, почему они так называются.

Виды остановок: «Ветлечебница», «Ателье», «Аптека», «Парикмахерская», «Гастроном», «Стадион» и т.д.

За правильный ответ игрок получает фишку. В конце экскурсии каждый игрок подсчитывает количество выигранных фишек.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»

Дидактическая задача: подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам.

Игровое действие: сравнение.

Материал: предметные картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Фишки.

Ход игры

Участникам игры предлагают две картинки. Ребенок должен сравнить изображения, найти сходства и различия. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой – птица. Сходства – есть крылья, нос, хвост. Различия: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет. Каждый дополнительный ответ оценивается фишкой. Выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.

«СОБЕРИ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению недостающих деталей и пониманию, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использования предмета.

Игровое действие: объединение.

Материал: картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями и картинки с изображением этих деталей.

Ход игры

Каждый игрок получает конверт, в котором находятся разрезные картинки с изображением частей предмета. По команде ведущего дети собирают предмет из частей и называют его. Игра заканчивается тогда, когда собраны все предметы.

«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Дидактическая задача: помогать детям ориентироваться в разнообразии современных электроприборов и их назначении. Обогащать словарный запас.

Игровое действие: группирование.

Ход игры

Ведущий предлагает игрокам вспомнить все электрические приборы, помогающие человеку в быту:

Убирать квартиру,
Готовить пищу,
Стирать одежду,
Делать прическу и т.д.
За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

«РЕКЛАМА»

Дидактическая задача: закреплять знания о свойствах и качествах материалов (структура, температура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость и т.д.).

Игровое действие: рекламировать продукцию.

Игровое правило: при покупке товара покупатель должен объяснить, почему покупает.

Ход игры

Воспитатель организует магазин с разными отделами. Дети – продавцы, прежде чем продать товар, должны рекламировать свою продукцию, т.е. объяснить, почему необходимо его купить, именно из этого материала, каковы его достоинства. После рекламы дети – покупатели расходятся по отделам и при покупке должны пользоваться следующей речевой конструкцией: «Я возьму этот предмет, потому что мне нравится… Мне необходимо для…».

«ПОКУПКИ»

Дидактическая задача: показать детям богатство предметного мира. Закреплять способы использования предмета, его функциональные возможности.

Игровое действие: группирование.

Материал: карточки с изображенными предметами, которые могут продаваться в отделах магазина: музыка, художественный салон, изделия народно-прикладного искусства, эмблемы данных отделов, фишки.

Ход игры

На столе перед детьми выложены карточки с изображением покупок. По сигналу ведущего «покупки в магазин» каждый игрок берет карточку с изображенной покупкой, называет ее и относит в тот отдел магазина, где, по его мнению, может продаваться этот товар. Затем, каждый ребенок рассказывает всем, почему его товар продается в данном отделе и зачем он нужен людям. За лучший ответ игрок получает фишку.

Например,

Музыка: ноты, пианино, скрипка, дудочка, магнитофон, барабан, музыкальный центр.

Художественный салон: кисти, бумага, краски, холст, палитра, картины.

Изделия ДПИ (декоративно-прикладное искусство): гжельская посуда, дымковская игрушка, филимоновская свистулька и т.д.
Категория: ФЦКМ | Добавил: shmarinairina (21.11.2014)
Просмотров: 3865 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2020 |